О республиканском бюджете на 2023 – 2025 годы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О республиканском бюджете на 2023 – 2025 годы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
Номер документа: | 379-VI ЗРК |
Дата принятия: | 02/12/2020 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01/01/2021 |
Органы эмитенты: | Парламент |
Что ждет экономику Казахстана?
Показатель | 2021 (факт) |
2022 | 2023 | 2024 |
Цена на нефть марки Brent долл. США за барр., в среднем за год |
71,1 | 101,0 | 89,9 | 75,0 |
ВВП %, г/г |
4,1 | 3,0 | 3,8 | 4,0 |
ИПЦ %, дек. к дек. предыдущего года |
8,4 | 15,1 | 8,8 | 7,0 |
Базовая ставка % годовых, в среднем за год |
9,2 | 13,6 | 12,0 | 9,2 |
Экспорт товаров и услуг млрд долл. США в год |
66,2 | 85,0 | 92,6 | 90,6 |
Импорт товаров и услуг млрд долл. США в год |
47,3 | 52,8 | 56,4 | 60,1 |
Курс USD/KZT в среднем за год |
426,0 | 460,0 | 478,4 | 495,0 |
Классификация доходов
Как и ранее, код классификации доходов бюджетов состоит из 20 знаков. Структура осталась неизменной и единой для бюджетов бюджетной системы РФ. Как указано в п. 7 Порядка № 82н, она включает:
-
код главного администратора доходов бюджета (1–3-й разряды);
-
код вида доходов бюджетов (4–13-й разряды);
-
код подвида доходов бюджетов (14–20-й разряды).
Для детализации поступлений по кодам вида доходов бюджетов применяется код подвида доходов бюджетов (14–20-й разряды), который в соответствии с п. 11 Порядка № 82н состоит:
-
из группы подвида доходов бюджетов (14–17-й разряды);
-
из аналитической группы подвида доходов бюджетов (18–20-й разряды).
Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и состоит из следующих элементов (п. 12 Порядка № 82н):
-
100 – «Доходы»;
-
400 – «Выбытие нефинансовых активов».
Согласно п. 12.1 Порядка № 85н аналитическая группа подвида доходов 100 «Доходы» детализирована статьями:
-
110 «Налоговые доходы и таможенные платежи»;
-
120 «Доходы от собственности»;
-
130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»;
-
140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба»;
-
150 «Безвозмездные денежные поступления»;
-
160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование»;
-
180 «Прочие доходы»;
-
190 «Безвозмездные неденежные поступления».
Большая часть доходов медицинских учреждений поступает по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсации затрат». В соответствии с п. 12.1.3 Порядка № 82н по ней, в частности, отражаются:
-
доходы от оказания платных услуг;
-
компенсация затрат;
-
доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой (территориальной) программы ОМС;
-
доходы медицинских учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения от оказания медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период;
-
доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступлений субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе государственного (муниципального) задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС.
КБК и КОСГУ на 2021 год: что учесть при планировании расходов
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! 20-значный код необходимо правильно и без ошибок указывать в поле «Назначение платежа» (поле № 104) платежного поручения. По сути, он дублирует информацию, указывающуюся в поле «Основание платежа», а также частично – в поле «Получатель» и «Расчетный счет получателя».
Это крик души подавляющего большинства предпринимателей: насколько было бы проще, будь эти коды едиными и установленными раз и навсегда. Но Министерство финансов практически каждый год вносит в КБК те или иные изменения. У предпринимателей и бухгалтеров далеко не всегда есть возможность вовремя отслеживать новшества и исправлять указанные КБК, особенно ярко это проявляется в отчетные периоды. Ответственность за неверно указанный код лежит целиком на плечах бизнесменов, часто выливается в непредвиденные траты и хлопоты по исправлению ошибки и доказательствам своей правоты.
Если код назначения платежа указан неверно, платеж будет перечислен в бюджет, но там не сможет быть правильно распределен, а значит, государство по факту его не получит. Результат может быть таким же, как если бы деньги и вовсе не перечислялись: налоговая насчитает недоимку по определенной статье. При этом, если КБК просто перепутан, может образоваться переплата по другой статье.
ВАЖНО! При уточнении платежа он считается совершенным в день подачи платежного поручения с неверным КБК, а не в день получения решения об уточнении и зачете. Таким образом, просрочки обязательного платежа, предусматривающей штрафные санкции, по факту не происходит.
В результате, налоговая выставит требование об уплате недоимки, штраф за не вовремя уплаченный налог или сбор и пени за просрочку платежа. Эта ситуация крайне неприятна для добросовестного предпринимателя, вовремя заплатившего налог, вся вина которого заключается в путанице с многочисленными КБК.
Неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами, иными документами, подтверждающими существование права пользования на результаты интеллектуальной деятельности, как и прежде, необходимо оплачивать по подстатье 226 КОСГУ. В этой части п. 10.2.6 Порядка № 209н оставлен без изменений. Ранее планировалось, что для этих целей будут применяться подстатьи 352, 353 КОСГУ.
Если контрагент – юридическое лицо реорганизован в течение финансового года, до конца этого года применяется тот же код КОСГУ, что и в начале расчетов. Со следующего финансового года при расчетах с этим контрагентом применяется код КОСГУ в соответствии с той группой лиц, к которой он относится после реорганизации. Это правило касается статей 540, 640, 550, 650, 560, 660, 730, 830 КОСГУ (п. 7.1 Порядка № 209н). Ранее аналогичные разъяснения содержались в письме Минфина России от 27.12.2019 № 02-08-10/103065.
Наиболее важные изменения в применении КОСГУ связаны с переходом всех регионов на прямые выплаты пособий ФСС РФ, а также с вступлением в силу федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н.
С 2021 года по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ отражаются только расходы на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды (п. 10.1.3 Порядка № 209н). Пособия, выплачиваемые работодателем за счет средств ФСС РФ, из описания подстатьи 213 исключены, поскольку их будет перечислять сам фонд. Социальное пособие на погребение учреждение-работодатель должно выплачивать по подстатье 265 КОСГУ (п. 10.6.5 Порядка № 209н). Дополнительные выходные дни в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами оплачиваются по подстатье 266 КОСГУ (10.6.6 Порядка № 209н).
Неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования принимаются к учету по подстатье 352, с неопределенным сроком – по подстатье 353 КОСГУ (пп. 11.5, 11.5.2, 11.5.3 Порядка № 209н). В прежней редакции Порядка № 209н было наоборот: по подстатье 352 КОСГУ предполагался учет неисключительных прав с неопределенным сроком, а по подстатье 353 – с определенным. Однако соответствующие пункты Порядка № 209н скорректированы.
- от 8 июня 2020 г. № 98н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее — Порядок № 85н, Приказ № 98н);
- от 8 июня 2020 г. № 99н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)».
Сноска. Перечень с изменениями, внесенными приказами Министра финансов РК от 14.03.2016 № 119; от 02.06.2016 № 278; от 23.11.2016 № 610; от 26.12.2016 № 688; от 17.05.2017 № 317; от 12.07.2017 № 430; от 22.08.2017 № 512; от 26.09.2017 № 574; от 12.12.2017 № 713; от 26.12.2017 № 746; от 25.04.2018 № 484; от 12.11.2018 № 991; от 12.02.2019 № 93; от 11.04.2019 № 324; от 10.07.2019 № 700 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 07.08.2019 № 833 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 16.10.2019 № 1144; от 23.12.2019 № 1406.
Приобретение и хранение продуктов питания государственными учреждениями для собственного использования; специальное питание; питание животных; приобретение питания для спасателей профессиональных и добровольных аварийно-спасательных служб и формирований в период проведения спасательных и неотложных работ; оплата питания военнослужащих срочной службы, курсантов военных учебных заведений, учебных заведений правоохранительных органов, других военнослужащих в случаях, предусмотренных статьей 44 Закона Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года «О воинской службе и статусе военнослужащих», а также осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; обеспечение продовольствием курсантов специальных (военных) учебных заведений, находящихся на казарменном положении и отдельные категории сотрудников специальных государственных органов в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13 февраля 2012 года «О специальных государственных органах Республики Казахстан»; приобретение продуктов питания в школьных столовых в случае, если в штатной численности государственного учреждения предусмотрены повара. Если по штатной численности не предусмотрены повара, то услуги по организации питания для учащихся осуществляются по договору со сторонним юридическим лицом и данные затраты отражаются по специфике 159.
Кроме гражданско-правовых сделок на поставку товаров (работ и услуг): при перечислении сумм на счета в Национальном Банке Республики Казахстан для конвертации и последующего перечисления на счета Торгового представительства Республики Казахстан в Российской Федерации по бюджетной программе «Формирование и реализация политики государства в сфере внутренней и внешней торговой политики, международной экономической интеграции, защиты прав потребителей, технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений, развития и продвижения несырьевого экспорта», администратором которой является Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан, на счета загранучреждений Республики Казахстан по бюджетным программам «Услуги по координации внешнеполитической деятельности», «Представление интересов Республики Казахстан в международных организациях, уставных и других органах Содружества Независимых Государств», администратором которых является Министерство иностранных дел Республики Казахстан; на оплату расходов, связанных с оплатой стоимости горюче-смазочных материалов (далее − ГСМ), при осуществлении перелетов военно-транспортной авиации Сил воздушной обороны Вооруженных сил, правоохранительных органов Республики Казахстан в служебные командировки в страны дальнего и ближнего зарубежья.
При оплате расходов, связанных с оплатой стоимости ГСМ, при осуществлении перелетов военно-транспортной авиации Сил воздушной обороны Вооруженных сил, правоохранительных органов Республики Казахстан в служебные командировки в страны дальнего и ближнего зарубежья, с использованием корпоративной платежной карточки регистрации гражданско-правовой сделки не требуется. При оплате расходов государственных учреждений, связанных с оплатой стоимости ГСМ для заправки специального автомобильного транспорта, осуществляющего ликвидацию очагов особо опасных болезней животных, включенных в перечень, утверждаемый в соответствии с подпунктом 4) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 10 июля 2002 года «О ветеринарии», дезинфекцию транспортных средств на ветеринарных контрольных постах, по решению государственных органов, изъятие и уничтожение животных, больных особо опасными болезнями животных, а также при приобретении ГСМ, в целях уничтожения животных, больных особо опасными болезнями животных, с использованием корпоративной платежной карточки регистрация гражданско-правовой сделки не требуется.
Проведение платежей по расходам на сумму, не превышающую 100-кратного месячного расчетного показателя без регистрации гражданско-правовой сделки, осуществляется на основании счета к оплате без приложения подтверждающих документов.
Количество приложений к Приказу № 99н увеличилось с 89 до 91 в связи с изменением состава федеральных проектов. Приложения 12 – 89, содержащие коды направлений расходов целевых статей расходов на достижение результатов федеральных проектов, изложены в новой редакции. Также включены новые приложения 90, 91 с кодами направлений расходов на федеральные проекты:
- «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна» комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
- «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Уточнены КБК для перечисления НДФЛ с сумм прибыли контролируемой иностранной компании, полученной контролирующими лицами этой компании. Теперь применение кодов зависит не только от того, перешли физлица на особый порядок уплаты НДФЛ или нет, но и от суммы налога.
- Правила действуют с 25 сентября.
Новшества в учете коммунальных расходов
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ! КБК – это внутреннее кодирование, необходимое, в первую очередь, государственному казначейству, где по ним происходит распределение поступивших средств. Предпринимателям нужны эти коды постольку, поскольку они заинтересованы в соблюдении требований по оформлению госплатежей, особенно налогов и взносов во внебюджетные фонды. Поэтому не забывайте указывать в поле 104 платежного получения правильный и актуальный код КБК.
- «Администратор». Первые три знака показывают, кто получит средства и несет ответственность за пополнение ими той или иной части бюджета, распоряжается поступившими деньгами. Самые часто встречающиеся бизнесменам коды начинаются с 182 – налоговый орган, 392 – Пенсионный фонд, 393 – ФСС и другие.
- «Вид доходов» включает в себя знаки с 4 по 13. Эта группа знаков помогает довольно точно идентифицировать поступление по следующим показателям:
- группа – 4 знак (то есть первый в этом пункте);
- подгруппа – 5 и 6 знак; двузначным кодом обозначен конкретный налог, пошлина, взнос, штраф и т.п.;
- статья – разряд 7 и 8 (значение цели полученного поступления закодировано в расчетных документах по бюджету РФ);
- подстатья – 9, 10 и 11 знак (уточняет статью дохода);
- элемент – 12 и 13 цифра, характеризует уровень бюджета – от федерального 01, муниципального 05 до конкретных бюджетов ПФР – 06, ФСС – 07 и т.д. Код 10 обозначает бюджет поселения.
- «Программа» – позиции с 14 по 17. Эти цифры призваны дифференцировать налоги (их код 1000) от пеней, процентов (2000), взысканий (3000) и других платежей (4000).
- «Экономическая классификация» – последние три цифры. Они идентифицируют поступления с точки зрения их экономического вида. Например, 110 говорит о налоговых доходах, 130 – от оказания услуг, 140 – средства, изъятые принудительно и т.п.
А вот с целевыми статьями не все так однозначно. Начиная с бюджета 2014 года, при его формировании применяется программный метод. А в связи с тем, что у Федерации, регионов и муниципалитетов имеются свои собственные программы, классифицировать их одинаково для всех бюджетов не представляется возможным. Поэтому в Бюджетный кодекс были внесены соответствующие уточнения, возлагающие полномочия по определению кодов целевых статей и правил их применения на финансовые органы бюджетов всех уровней.
КОСГУ и КВР в 2021 году для бюджетных учреждений
Статья 11. Поступления бюджета
1. Поступлениями бюджета являются доходы, суммы погашения бюджетных кредитов, поступления от продажи финансовых активов государства, займы.
2. Доходами бюджета являются налоговые, неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала, поступления трансфертов.
3. Доходы не имеют целевого назначения, за исключением целевых трансфертов. Введение новых видов доходов, отмена или изменение действующих осуществляются с обязательным внесением изменений или дополнений в настоящий Кодекс.
4. Налоговыми поступлениями являются налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), таможенные пошлины, таможенные сборы, установленные в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан, а также специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, установленные в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе.
К налоговым поступлениям также относятся авансовые платежи, вносимые в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан в счет уплаты предстоящих таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
5. Неналоговыми поступлениями являются обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан, кроме предусмотренных Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан, не относящиеся к поступлениям от продажи основного капитала, связанные гранты, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе, кроме трансфертов.
6. Поступлениями от продажи основного капитала являются поступления в бюджет денег:
1) от продажи государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями;
2) от продажи товаров из государственного материального резерва;
3) от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в частную собственность или предоставления их в постоянное или временное землепользование либо реализованных иным способом в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан или международными договорами;
4) от продажи нематериальных активов, принадлежащих государству.
7. Поступлениями трансфертов являются поступления трансфертов из одного уровня бюджета в другой, из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет.
8. Суммами погашения бюджетных кредитов являются поступления в бюджет, связанные с возвратом основного долга по полученным из бюджета кредитам, а также юридическими лицами требований по оплаченным государственным гарантиям, государственным гарантиям по поддержке экспорта.
9. Поступлениями от продажи финансовых активов государства являются поступления в бюджет от продажи долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций, находящихся в государственной собственности, государственных учреждений и государственных предприятий в виде имущественного комплекса, а также иного государственного имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении государственных предприятий.
10. Займами являются поступления денег в бюджет, связанные с выпуском государственных эмиссионных ценных бумаг и (или) заключением договоров займов.
Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными законами РК от 02.04.2010 № 263-IV (вводится в действие с 01.01.2010); от 30.06.2010 № 297-IV (вводится в действие с 01.07.2010); от 26.12.2017 № 124-VI (вводится в действие с 01.01.2018); от 03.04.2019 № 243-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 12. Расходы бюджета
1. Расходами бюджета являются затраты, бюджетные кредиты, приобретение финансовых активов, погашение займов.
2. Затратами являются бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе.
3. Бюджетными кредитами являются деньги, выделяемые из бюджета на возвратной, срочной и платной основе.
4. Приобретением финансовых активов являются бюджетные средства, направляемые на приобретение в государственную собственность долей участия и ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций.
Статья 19. Общие положения о резервах Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов
1. Резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов образуются в составе республиканского и местных бюджетов для финансирования затрат, не запланированных при разработке республиканского и местных бюджетов в силу их непредвиденности и требующих безотлагательного финансирования в текущем финансовом году.
2. Резерв Правительства Республики Казахстан включает:
1) чрезвычайный резерв;
1-1) резерв для жизнеобеспечения населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) резерв на неотложные затраты;
2-1) исключен Законом РК от 25.12.2020 № 391-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
3) резерв на исполнение обязательств по решениям судов;
4) резерв на покрытие дефицита наличност�� областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы.
Сноска. Заголовок главы 8 в редакции Закона РК от 11.07.2017 № 90-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 49. Поступления в республиканский бюджет
1. Налоговыми поступлениями в республиканский бюджет являются:
1) корпоративный подоходный налог от субъектов крупного предпринимательства по перечню, утверждаемому центральным уполномоченным органом по государственному планированию совместно с центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора.
Статья 57. Основные положения о бюджетных комиссиях
1. Бюджетная комиссия создается с целью обеспечения своевременной и качественной разработки проекта бюджета и выработки предложений по уточнению, корректировке и исполнению бюджета.
2. Республиканская бюджетная комиссия, бюджетные комиссии области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) и бюджетные комиссии администраторов республиканских бюджетных программ (далее – ведомственные бюджетные комиссии) осуществляют свою деятельность на постоянной основе.
3. Правительство Республики Казахстан образует Республиканскую бюджетную комиссию, утверждает положение о ней, определяет ее состав.
4. Акиматы области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) образуют бюджетные комиссии соответственно области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), утверждают положение о них, определяют их состав.
5. Акиматы области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) привлекают к работе бюджетных комиссий области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) представителей Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан по вопросам, затрагивающим интересы субъектов частного предпринимательства, согласно законодательству Республики Казахстан.
6. Первые руководители администраторов республиканских бюджетных программ образуют ведомственные бюджетные комиссии, утверждают положение о них, определяют их состав.
Сноска. Статья 57 с изменениями, внесенными законами РК от 04.07.2013 № 130-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 03.07.2017 № 86-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 25.12.2020 № 391-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 58. Компетенция бюджетных комиссий
1. В компетенцию республиканской бюджетной комиссии, бюджетных комиссий области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) входят:
1) выработка предложений по прогнозу социально-экономического развития;
2) выработка предложений по приоритетным целям стратегических планов государственных органов или программ развития территорий и направлениям расходов администраторов бюджетных программ;
3) выработка предложений по проектам стратегических планов государственных органов или проектам изменений и дополнений в стратегический план и лимитам расходов администраторов бюджетных программ;
4) выработка предложений по определению показателей проектов бюджетов;
5) выработка предложений по проектам нормативных правовых актов, предусматривающим сокращение поступлений или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан;
6) выработка предложений по уточнению бюджетов;
7) рассмотрение результатов бюджетного мониторинга, проведенной оценки результатов и выработка предложений по ним;
8) выработка предложений по корректировке бюджетов;
9) иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом, а также положениями о бюджетных комиссиях.
2. В компетенцию ведомственных бюджетных комиссий входят:
1) выработка предложений по проекту стратегического плана государственного органа или проекту изменений и дополнений в стратегический план, проектам бюджетных программ;
2) выработка предложений по бюджетной заявке администратора республиканских бюджетных программ и расчетам к ней;
3) рассмотрение результатов бюджетного мониторинга, проведенной оценки результатов и выработка предложений по ним;
4) иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом, а также положениями о ведомственных бюджетных комиссиях.
Сноска. Статья 58 – в редакции Закона РК от 25.12.2020 № 391-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 59. Состав и рабочие органы бюджетных комиссий
1. В состав бюджетных комиссий входят: председатель, заместители председателя, секретарь, члены бюджетной комиссии, а также в состав бюджетных комиссий района (города областного значения) входят акимы городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.
Принят закон «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы».
С 1 января 2021 года:
- минимальный размер заработной платы — 42 500 тенге;
- минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты — 18 524 тенге;
- минимальный размер пенсии — 43 272 тенге;
- МРП — 2 917 тенге;
- величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 34 302 тенге.
Пенсии повысят с 1 января 2021 года на 7 процентов.
В Налоговый кодекс внесены изменения по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц.
Изменены ставки сбора за выдачу или продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в РК для сезонных работников.
Они составляют:
- до 90 календарных дней — 12-кратного размера МРП;
- до 180 календарных дней — 24-кратного размера МРП;
- до 270 календарных дней — 36-кратного размера МРП;
- до 365 календарных дней — 48-кратного размера МРП.
Кроме того, утвержден перечень профессий иностранных сезонных работников.
В бланках вкладышей всех видов документов об образовании государственного образца применяется технология автоматической идентификации и сбора данных или QR код.
Также в бланках вкладышей, приложений к документам об образовании государственного образца размещаются логотипы аккредитационных агентств, аккредитовавших заявленные образовательные программы.
Раздел I. Бюджетное устройство Российской Федерации
- Глава 3 Бюджетная система российской федерации
- Статья 10 — Структура бюджетной системы Российской Федерации
- Статья 11 — Правовая форма бюджетов
- Статья 12 — Финансовый год
- Статья 13 — Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
- Статья 14 — Бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда
- Статья 15 — Местный бюджет
- Статья 16 Утратила силу
- Статья 17 Утратила силу
- Глава 4 Бюджетная классификация российской федерации
- Статья 18 — Бюджетная классификация Российской Федерации
- Статья 19 — Состав бюджетной классификации Российской Федерации
- Статья 20 — Классификация доходов бюджетов
- Статья 21 — Классификация расходов бюджетов
- Статья 22 Утратила силу
- Статья 23 — Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
- Статья 23.1 — Классификация операций сектора государственного управления
- Статья 24-27 Утратили силу
- Глава 5 Принципы бюджетной системы российской федерации
- Статья 28 — Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации
- Статья 29 — Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации
- Статья 30 — Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
- Статья 31 — Принцип самостоятельности бюджетов
- Статья 31.1 — Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
- Статья 32 — Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
- Статья 33 — Принцип сбалансированности бюджета
- Статья 34 — Принцип эффективности использования бюджетных средств
- Статья 35 — Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
- Статья 36 — Принцип прозрачности (открытости)
- Статья 37 — Принцип достоверности бюджета
- Статья 38 — Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
- Статья 38.1 — Принцип подведомственности расходов бюджетов
- Статья 38.2 — Принцип единства кассы
Раздел II. Доходы бюджетов
- Глава 6 Общие положения о доходах бюджетов
- Статья 39 — Формирование доходов бюджетов
- Статья 40 — Зачисление доходов в бюджет
- Статья 41 — Виды доходов бюджетов
- Статья 42 — Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности
- Статья 43 Утратила силу
- Статья 44-45 Утратили силу
- Статья 46 — Штрафы и иные суммы принудительного изъятия
- Статья 47 — Собственные доходы бюджетов
- Статья 48 Утратила силу
- Глава 7 Доходы федерального бюджета
- Статья 49 Утратила силу
- Статья 50 — Налоговые доходы федерального бюджета
- Статья 51 — Неналоговые доходы федерального бюджета
- Статья 52 Утратила силу
- Статья 53 — Полномочия Российской Федерации по формированию доходов бюджетов
- Статья 54 Утратила силу
- Глава 8 Доходы бюджетов субъектов российской федерации
- Статья 55 Утратила силу
- Статья 56 — Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
- Статья 57 — Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
- Статья 58 — Полномочия субъектов Российской Федерации по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты
- Статья 59 — Полномочия субъектов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации
Раздел V. Участники бюджетного процесса
- Глава 18 Полномочия участников бюджетного процесса
- Статья 151 Утратила силу
- Статья 152 — Участники бюджетного процесса
- Статья 153 — Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов
- Статья 154 — Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)
- Статья 155 — Бюджетные полномочия Центрального банка Российской Федерации
- Статья 156 — Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета
- Статья 157 — Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля
- Статья 158 — Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств
- Статья 159-160 Утратили силу
- Статья 160.1 — Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета
- Статья 160.2 — Бюджетные полномочия главного администратора (админис��ратора) источников финансирования дефицита бюджета
- Статья 160.2-1 — Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
- Статья 160.3 — Особенности оценки эффективности использования бюджетных средств, установленные федеральными законами
- Статья 161 — Особенности правового положения казенных учреждений
- Статья 162 — Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств
- Статья 163 Утратила силу
Ежегодную индексацию зарплат на 3% с 1 октября 2020 года получат:
- работники федеральных учреждений и госорганов;
- гражданский персонал воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Изменения в Единой бюджетной классификации РК с 20.03.2021 года
Сноска. Приложение 4 в редакции Закона РК от 24.05.2021 № 44-VII (вводится в действие с 01.01.2021).
Категория
Наименование
Сумма, тыс. тенге
Класс
Подкласс
1
2
3
ВСЕГО
1 721 036 747
1
Налоговые поступления
1 666 447 988
01
Подоходный налог
693 456 844
1
Корпоративный подоходный налог
693 456 844
05
Внутренние налоги на товары, работы и услуги
972 991 144
3
Поступления за использование природных и других ресурсов
972 991 144
2
Неналоговые поступления
6 588 759
04
Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан
6 588 759
2
Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, на организации нефтяного сектора
6 588 759
6
Поступления от продажи финансовых активов государства
48 000 000
01
Поступления от продажи финансовых активов государства
48 000 000
1
Поступления от продажи финансовых активов внутри страны
48 000 000
О республиканском бюджете на 2021-2023 годы
Категория
Наименование
Сумма, тыс. тенге
Класс
Подкласс
I. Доходы
11 656 462 803
1 Налоговые поступления
8 420 620 726
01 Подоходный налог
2 326 401 400
1
Корпоративный подоходный налог
2 326 401 400
05 Внутренние налоги на товары, работы и услуги
4 918 717 937
1
Hалог на добавленную стоимость
4 261 402 746
2
Акцизы
125 015 260
3
Поступления за использование природных и других ресурсов
451 812 703
4
Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности
66 627 653
5
Налог на игорный бизнес
13 859 575
06 Hалоги на международную торговлю и внешние операции
1 129 843 665
1
Таможенные платежи
1 110 579 878
2
Прочие налоги на международную торговлю и операции
19 263 787
08 Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами
45 657 724
1
Государственная пошлина
45 657 724
2 Неналоговые поступления
139 759 507
01 Доходы от государственной собственности
105 174 199
1
Поступления части чистого дохода государственных предприятий
9 051 636
3
Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности
21 643 836
4
Доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности
6 316 672
5
Доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности
58 125 855
6
Вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах
700 000
7
Вознаграждения по кредитам, выданным из государственного бюджета
2 670 166
9
Прочие доходы от государственной собственности
6 666 034
02 Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета
2 546 681
1
Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета
2 546 681
03 Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета
84 084
1
Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета
84 084
04 Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан
1 967 943
Категория
Наименование
Сумма,
тыс. тенгеКласс
Подкласс
I. Доходы
11 907 753 852
1
Налоговые поступления
9 064 741 442
01
Подоходный налог
2 501 500 500
1
Корпоративный подоходный налог
2 501 500 500
05
Внутренние налоги на товары, работы и услуги
5 210 774 858
1
Hалог на добавленную стоимость
4 505 308 674
2
Акцизы
133 016 237
3
Поступления за использование природных и других ресурсов
491 143 230
4
Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности
66 892 759
5
Налог на игорный бизнес
14 413 958
06
Hалоги на международную торговлю и внешние операции
1 304 982 051
1
Таможенные платежи
1 284 157 897
2
Прочие налоги на международную торговлю и операции
20 824 154
08
Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами
47 484 033
1
Государственная пошлина
47 484 033
2
Неналоговые поступления
145 090 886
01
Доходы от государственной собственности
108 742 048
1
Поступления части чистого дохода государственных предприятий
8 941 691
3
Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности
24 701 376
4
Доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности
6 517 276
5
Доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности
58 178 475
6
Вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах
700 000
7
Вознаграждения по кредитам, выданным из государственного бюджета
2 476 560
9
Прочие доходы от государственной собственности
7 226 670
02
Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета
2 546 681
1
Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета
2 546 681
03
Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета
87 447
1
Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета
87 447
04
Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан
2 046 661
1
Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора
2 046 661
05
Гранты
84 890
Сноска. Приложение 4 в редакции Закона РК от 24.05.2021 № 44-VII (вводится в действие с 01.01.2021).
Категория
Наименование
Сумма, тыс. тенге
Класс
Подкласс
1
2
3
ВСЕГО
1 721 036 747
1
Налоговые поступления
1 666 447 988
01
Подоходный налог
693 456 844
1
Корпоративный подоходный налог
693 456 844
05
Внутренние налоги на товары, работы и услуги
972 991 144
3
Поступления за использование природных и других ресурсов
972 991 144
2
Неналоговые поступления
6 588 759
04
Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан
6 588 759
2
Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, на организации нефтяного сектора
6 588 759
6
Поступления от продажи финансовых активов государства
48 000 000
01
Поступления от продажи финансовых активов государства
48 000 000
1
Поступления от продажи финансовых активов внутри страны
48 000 000
Республиканский бюджет – 2021: на что пойдут деньги из казны
Уточнили код вида расходов 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, и лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий». Сюда включили возмещение и компенсацию членам общественных палат регионов и муниципальных образований. Это актуально для субъектов РФ, муниципальных образований и органов власти. Это важное уточнение, которого раньше не было.
Появился новый вид КОСГУ 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования РФ расходов». Для чего он будет использоваться? Это доходы от возмещения расходов на предупредительные меры по сокращению травматизма, на санаторно-курортное лечение работников, которые заняты на вредных и опасных работах. Код нужен для того, чтобы отдельно фиксировать поступления от Фонда социального страхования, которые идут в качестве внереализационных доходов от возмещения предупредительных мира. То есть применение данного кода — это более мелкая детализация восстановления ранее перечисленных денежных средств и идентификации их в качестве внереализационных доходов.
- Скачайте шпаргалку-презентацию по всем изменениям КВР и КОСГУ с 2021 года.
Изменения в Налоговом кодексе РК в 2022 году
Данный раздел включает производство компьютеров, периферийного, электронного и оптическогооборудования, а также производство компонентов для данного оборудования. Процесспроизводства данного раздела заключается в использовании интегральных схем и применениивысокоспециализированных технологий.
Данный раздел также включаетпроизводство электронной бытовой техники,приборов и инструментов для измерения, тестированияи навигации, рентгеновского,электромедицинского и электротерапевтического оборудования , оптических приборов иоборудования и магнитныхи оптических носителей информации .
26.1Производство электронных элементов и плат
26.11Производство электронных элементов
Данный класс включаетпроизводство полупроводников и прочих элементов для электронных приборов.
26.11.0Производствоэлектронных элементов
Этот подкласс включает:
— производство электронныхконденсаторов
— производство электронных резисторов
— производство микропроцессоров
— производство электронныхтрубок
— производство электронных изделий для соединения
— производство печатных плат без установленных компонентов(пустых)
— производство интегральных микросхем(аналоговых, цифровых или гибридных)
— производство диодов,транзисторов и аналогичных устройств
— производство индукторов электронноготипа (в том числе магнитных сердечников, катушек индуктивности, преобразователей)
— производство электронных кристаллов, в том числе смонтированных
— производство соленоидов, выключателейи преобразователей для электронных устройств
— производство полупроводниковыхпластин, полупроводников, чистых или получистых
— производство компонентов дляэкранов (плазменных, полимерных, жидкокристаллических)
— производство светоизлучающих диодов(LED)
— производство солнечных панелейи прочих электронных компонентов
Этот подкласс также включает:
— производство кабелей для принтеров,мониторов, кабелей USB, разъемов и т.д.
Этотподкласс исключает:
— печатаниеизображений на поверхности смарт-карт, (см. 18.12.0)
-производство мониторов и телевизионных дисплеев, (см. 26.20.0, 26.40.0)
-производство модемов, переносного оборудования (см. 26.30.2)
-производство рентгеновских трубок и аналогичного облучающего оборудования, (см.26.60.0)
-производство оптического оборудования и инструментов, (см. 26.70.1)
-производство подобных комплектующих для электрооборудования, (см. 27)
-производство балластных сопротивлений, (см. 27.11.0)
— производствоэлектрических реле (переключателей), (см. 27.12.0)
-производство электромонтажных устройств, (см. 27.33.0)
-производство готового оборудования с использованием электронных элементов ,(классифицируется в соответствующих виду оборудования группировках)
26.12Производствоэлектронных плат
26.12.0 Производство электронных плат
Этотподкласс включает:
-производство печатных плат с установленными компонентами
-сборку (установку) компонентов на печатные плата
— производство интерфейсныхкарт/плат (например, звуковых, видео, управляющих, сетевых, внешних ивнутренних компьютерных модемов)
Этот подкласс исключает:
— печатание изображений наповерхности смарт-карт, (см. 18.12.0)
— производство пустых печатных плат,(см. 26.11.0)
26.2 Производствокомпьютеров и периферийного оборудования
26.20 Производствокомпьютеров и периферийного оборудования
Данный класс включает производство и/или сборку компьютеров, таких как, персональныекомпьютеры, ноутбуки, сервера; а также компьютерного периферийного оборудования,такого как, устройства для хранения и устройства ввода-вывода (принтеры,мониторы, клавиатуры). Компьютеры могут быть аналоговые, цифровые или гибридные.Цифровые компьютеры, самыйраспространенный тип , являются приборами, способными выполнять следующие операции: (1) записыватьпрограммы обработки или программы и данные, необходимые для работы этих программ, (2) могут быть свободнозапрограммированы согласно требованиям пользователя, (3) производитьарифметические вычисления с учетом специфики задач, поставленных пользователем и (4) без вмешательства человека,при необходимости непосредственнов процессе осуществления программы обработки изменять порядок выполнения команд(алгоритм) в соответствии с логическим решением поставленной задачи. Аналоговые компьютеры способны сконструироватьматематические модели, содержащие элементы контроля и программирования.
26.20.0 Производство компьютерови периферийного оборудования
Этот подкласс включает:
— производство персональныхкомпьютеров
— производство ноутбуков
— производство центральныхблоков для обработки данных компьютеров
— производство карманных переносныхкомпьютеров
— производство устройств для чтения магнитныхдисков, флеш — устройств и прочих устройств дляхранения информации
— производство устройств для чтения лазерных(оптических) дисков (таких как, CD-RW, CD-ROM, DVD-ROM, DVD-RW)
Данная секция включаетдеятельность по распределению электроэнергии, природного газа, пара, горячейводы по постоянным сетям — по кабелям, трубопроводам, водопроводам. Масштабы проложенных сетей не имеют решающегозначения; также данная секция включает распределение электроэнергии, газа,пара, горячей воды к промышленным объектам или жилым массивам.
Данная секция включает деятельность по производству ипередаче электроэнергии и газа, обеспечению тепловой эн��ргией (паром, горячейводой) и кондиционированным воздухом .
Данная секция не включает работу системводоснабжения и канализации (см. 36, 37). Данная секция также не включаеттранспортировку газа по газопроводам на большие расстояния.
35 Снабжениеэлектроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом
35.1 Производство, передача ираспределение электроэнергии
Данная группа включает производствоэлектроэнергии, ее передачу от места производства до распределительных систем идалее до конечного потребителя.
О республиканском бюджете на 2021-2023 годы
Функциональная группа
Наименование
Администратор
Программа
Подпрограмма
4
Образование
225
Министерство образования и науки Республики Казахстан
001
Формирование и реализация государственной политики в области образования и науки
105
Обеспечение студентов, магистрантов и докторантов вновь вводимыми местами в общежитиях
099
Обеспечение доступности качественного школьного образования
100
Обучение и воспитание детей в республиканских организациях образования
101
Реализация государственного образовательного заказа в Назарбаев Интеллектуальных школах
110
Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на реализацию подушевого финансирования в государственных организациях среднего образования
127
Размещение государственного образовательного заказа в частных организациях среднего образования
5
Здравоохранение
226
Министерство здравоохранения Республики Казахстан
067
Обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи
100
Трансферты Фонду социального медицинского страхования на оплату гарантированного объема бесплатной медицинской помощи за счет средств республиканского бюджета
106
Оказание медицинской помощи больным социально значимыми заболеваниями, за исключением направлений, финансируемых через Фонд социального медицинского страхования
107
Оказание медицинской помощи в форме санитарной авиации
111
Трансферты Фонду социального медицинского страхования на оплату гарантированного объема бесплатной медицинской помощи за счет целевого трансферта из Национального фонда Республики Казахстан
070
Охрана общественного здоровья
100
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения
101
Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на закуп вакцин и других иммунобиологических препаратов
102
Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на пропаганду здорового образа жизни
104
Пропаганда здорового образа жизни
105
Реализация мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД
106
Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на реализацию мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД
6
Социальная помощь и социальное обеспечение
213
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
027
Социальное обеспечение отдельных категорий граждан и их сопровождение по выплатам
Наименование
Образование
Общеобразовательное обучение
Общеобразовательное обучение по специальным образовательным учебным программам
Общеобразовательное обучение одаренных детей в специализированных организациях образования
Здравоохранение
Услуги по охране материнства и детства
Пропаганда здорового образа жизни
Централизованный закуп и хранение вакцин и других медицинских иммунобиологических препаратов для проведения иммунопрофилактики населения
Организация в экстренных случаях доставки тяжелобольных людей до ближайшей организации здравоохранения, оказывающей врачебную помощь
Дополнительное обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи по решению местных представительных органов
Реализация мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД в Республике Казахстан
Помимо НИОКР в вид расходов 241 «Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» дополнительно включили расходы по технологическим работам. Это связано с тем, что с 2021 года действует стандарт на нематериальные активы. Минфин в этом стандарте разделил понятия научно-исследовательских работ, а также опытно-конструкторских и технологических работ. Для этого бюджетную классификацию и бухгалтерский учет привели в соответствие под новые формулировки стандарта.
Обновлена таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! 20-значный код необходимо правильно и без ошибок указывать в поле «Назначение платежа» (поле № 104) платежного поручения. По сути, он дублирует информацию, указывающуюся в поле «Основание платежа», а также частично – в поле «Получатель» и «Расчетный счет получателя».
Это крик души подавляющего большинства предпринимателей: насколько было бы проще, будь эти коды едиными и установленными раз и навсегда. Но Министерство финансов практически каждый год вносит в КБК те или иные изменения. У предпринимателей и бухгалтеров далеко не всегда есть возможность вовремя отслеживать новшества и исправлять указанные КБК, особенно ярко это проявляется в отчетные периоды. Ответственность за неверно указанный код лежит целиком на плечах бизнесменов, часто выливается в непредвиденные траты и хлопоты по исправлению ошибки и доказательствам своей правоты.
Если код назначения платежа указан неверно, платеж будет перечислен в бюджет, но там не сможет быть правильно распределен, а значит, государство по факту его не получит. Результат может быть таким же, как если бы деньги и вовсе не перечислялись: налоговая насчитает недоимку по определенной статье. При этом, если КБК просто перепутан, может образоваться переплата по другой статье.
ВАЖНО! При уточнении платежа он считается совершенным в день подачи платежного поручения с неверным КБК, а не в день получения решения об уточнении и зачете. Таким образом, просрочки обязательного платежа, предусматривающей штрафные санкции, по факту не происходит.
В результате, налоговая выставит требование об уплате недоимки, штраф за не вовремя уплаченный налог или сбор и пени за просрочку платежа. Эта ситуация крайне неприятна для добросовестного предпринимателя, вовремя заплатившего налог, вся вина которого заключается в путанице с многочисленными КБК.
Неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами, иными документами, подтверждающими существование права пользования на результаты интеллектуальной деятельности, как и прежде, необходимо оплачивать по подстатье 226 КОСГУ. В этой части п. 10.2.6 Порядка № 209н оставлен без изменений. Ранее планировалось, что для этих целей будут применяться подстатьи 352, 353 КОСГУ.
Если контрагент – юридическое лицо реорганизован в течение финансового года, до конца этого года применяется тот же код КОСГУ, что и в начале расчетов. Со следующего финансового года при расчетах с этим контрагентом применяется код КОСГУ в соответствии с той группой лиц, к которой он относится после реорганизации. Это правило касается статей 540, 640, 550, 650, 560, 660, 730, 830 КОСГУ (п. 7.1 Порядка № 209н). Ранее аналогичные разъяснения содержались в письме Минфина России от 27.12.2019 № 02-08-10/103065.
Наиболее важные изменения в применении КОСГУ связаны с переходом всех регионов на прямые выплаты пособий ФСС РФ, а также с вступлением в силу федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н.
С 2021 года по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ отражаются только расходы на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды (п. 10.1.3 Порядка № 209н). Пособия, выплачиваемые работодателем за счет средств ФСС РФ, из описания подстатьи 213 исключены, поскольку их будет перечислять сам фонд. Социальное пособие на погребение учреждение-работодатель должно выплачивать по подстатье 265 КОСГУ (п. 10.6.5 Порядка № 209н). Дополнительные выходные дни в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами оплачиваются по подстатье 266 КОСГУ (10.6.6 Порядка № 209н).
Неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования принимаются к учету по подстатье 352, с неопределенным сроком – по подстатье 353 КОСГУ (пп. 11.5, 11.5.2, 11.5.3 Порядка № 209н). В прежней редакции Порядка № 209н было наоборот: по подстатье 352 КОСГУ предполагался учет неисключительных прав с неопределенным сроком, а по подстатье 353 – с определенным. Однако соответствующие пункты Порядка № 209н скорректированы.
- от 8 июня 2020 г. № 98н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее — Порядок № 85н, Приказ № 98н);
- от 8 июня 2020 г. № 99н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)».
Сноска. Перечень с изменениями, внесенными приказами Министра финансов РК от 14.03.2016 № 119; от 02.06.2016 № 278; от 23.11.2016 № 610; от 26.12.2016 № 688; от 17.05.2017 № 317; от 12.07.2017 № 430; от 22.08.2017 № 512; от 26.09.2017 № 574; от 12.12.2017 № 713; от 26.12.2017 № 746; от 25.04.2018 № 484; от 12.11.2018 № 991; от 12.02.2019 № 93; от 11.04.2019 № 324; от 10.07.2019 № 700 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 07.08.2019 № 833 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 16.10.2019 № 1144; от 23.12.2019 № 1406.
Приобретение и хранение продуктов питания государственными учреждениями для собственного использования; специальное питание; питание животных; приобретение питания для спасателей профессиональных и добровольных аварийно-спасательных служб и формирований в период проведения спасательных и неотложных работ; оплата питания военнослужащих ср��чной службы, курсантов военных учебных заведений, учебных заведений правоохранительных органов, других военнослужащих в случаях, предусмотренных статьей 44 Закона Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года «О воинской службе и статусе военнослужащих», а также осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; обеспечение продовольствием курсантов специальных (военных) учебных заведений, находящихся на казарменном положении и отдельные категории сотрудников специальных государственных органов в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13 февраля 2012 года «О специальных государственных органах Республики Казахстан»; приобретение продуктов питания в школьных столовых в случае, если в штатной численности государственного учреждения предусмотрены повара. Если по штатной численности не предусмотрены повара, то услуги по организации питания для учащихся осуществляются по договору со сторонним юридическим лицом и данные затраты отражаются по специфике 159.
Кроме гражданско-правовых сделок на поставку товаров (работ и услуг): при перечислении сумм на счета в Национальном Банке Республики Казахстан для конвертации и последующего перечисления на счета Торгового представительства Республики Казахстан в Российской Федерации по бюджетной программе «Формирование и реализация политики государства в сфере внутренней и внешней торговой политики, международной экономической интеграции, защиты прав потребителей, технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений, развития и продвижения несырьевого экспорта», администратором которой является Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан, на счета загранучреждений Республики Казахстан по бюджетным программам «Услуги по координации внешнеполитической деятельности», «Представление интересов Республики Казахстан в международных организациях, уставных и других органах Содружества Независимых Государств», администратором которых является Министерство иностранных дел Республики Казахстан; на оплату расходов, связанных с оплатой стоимости горюче-смазочных материалов (далее − ГСМ), при осуществлении перелетов военно-транспортной авиации Сил воздушной обороны Вооруженных сил, правоохранительных органов Республики Казахстан в служебные командировки в страны дальнего и ближнего зарубежья.
При оплате расходов, связанных с оплатой стоимости ГСМ, при осуществлении перелетов военно-транспортной авиации Сил воздушной обороны Вооруженных сил, правоохранительных органов Республики Казахстан в служебные командировки в страны дальнего и ближнего зарубежья, с использованием корпоративной платежной карточки регистрации гражданско-правовой сделки не требуется. При оплате расходов государственных учреждений, связанных с оплатой стоимости ГСМ для заправки специального автомобильного транспорта, осуществляющего ликвидацию очагов особо опасных болезней животных, включенных в перечень, утверждаемый в соответствии с подпунктом 4) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 10 июля 2002 года «О ветеринарии», дезинфекцию транспортных средств на ветеринарных контрольных постах, по решению государственных органов, изъятие и уничтожение животных, больных особо опасными болезнями животных, а также при приобретении ГСМ, в целях уничтожения животных, больных особо опасными болезнями животных, с использованием корпоративной платежной карточки регистрация гражданско-правовой сделки не требуется.
Проведение платежей по расходам на сумму, не превышающую 100-кратного месячного расчетного показателя без регистрации гражданско-правовой сделки, осуществляется на основании счета к оплате без приложения подтверждающих документов.Количество приложений к Приказу № 99н увеличилось с 89 до 91 в связи с изменением состава федеральных проектов. Приложения 12 – 89, содержащие коды направлений расходов целевых статей расходов на достижение результатов федеральных проектов, изложены в новой редакции. Также включены новые приложения 90, 91 с кодами направлений расходов на федеральные проекты:
- «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна» комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
- «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Уточнены КБК для перечисления НДФЛ с сумм прибыли контролируемой иностранной компании, полученной контролирующими лицами этой компании. Теперь применение кодов зависит не только от того, перешли физлица на особый порядок уплаты НДФЛ или нет, но и от суммы налога.
- уборка снега или мусора;
- вывоз твердых бытовых отходов (ТБО),
- обследование технического состояния, текущий и капитальный ремонт, реставрация НФА,
- огнезащитная обработка зданий;
- зарядка огнетушителей;
- установка противопожарных дверей, испытание пожарных кранов,
- заправка картриджей и другие расходы.
При этом поверка измерительных приборов, в том числе поверка счетчика, который находится в оперативном управлении учреждения, отражается по 225 КОСГУ. Если оборудование не стоит на балансе учреждения – подстатья 226.
А вот к 226 можно отнести такие расходы, как, к примеру, издание листовок с инструкциями по правилам безопасности на предприятии или схем плана эвакуации при пожаре, которые в обязательном прядке должны иметь все рабочие помещения.
Данная подгруппа включает в себя те статьи, которые нельзя отнести к 221-225. Далее мы рассмотрим примеры работ и услуг, которые включает в себя данная категория. Это позволит вам использовать КОСГУ более опытно.
Подстатья 211 Заработная плата
На данную подстатью относятся расходы органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (далее — учреждения) по оплате труда на основе договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством, в том числе:
- выплаты по: должностным окладам; тарифным ставкам Единой тарифной сетки; почасовой оплате; воинским и специальным званиям;
- надбавки за: квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг); особые условия государственной и иной службы; выслугу лет; работу и стаж работы в пустынных, безводных местностях, в высокогорных районах, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, южных районах Сибири и Дальнего Востока, работу на территории Антарктиды; работу со сведениями, имеющими степень секретности; шифровальную работу; специальный режим работы; допуск к государственной тайне; особые условия; должности доцента и профессора; ученые степени; ученое звание; знание иностранного языка; классность водителей; работу в ночное время, праздничные и выходные дни; и другие надбавки;
- выплаты: премий; материальной помощи; вознаграждений по итогам работы за год; авторских, исполнительских и постановочных вознаграждений и других вознаграждений и выплат поощрительного характера;
- оплата ежегодных отпусков, учебных отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск;
- оплата за: период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение другим профессиям; дни медицинского обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые работникам — донорам крови; дни участия в выполнении государственных или общественных обязанностей;
- выплата пособия за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, только в случае заболевания или полученной травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) самого работника;
- другие аналогичные расходы.
Подстатья 226 Прочие услуги
На данную подстатью относятся расходы учреждения по оплате договоров на оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 — 225, в целях обеспечения собственных нужд, в том числе за:
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические, геологоразведочные работы, услуги по типовому проектированию, по договорам комиссии, поручения;
- разработку градостроительной документации, градостроительных и технических регламентов;
- вневедомственную (в том числе пожарную) охрану, охранную и пожарную сигнализацию (установку, наладку и эксплуатацию);
- страхование жизни, здоровья и имущества (в том числе гражданской ответственности владельцев транспортных средств);
- присяжных заседателей, народных заседателей, арбитражных заседателей, участвующих в судебном процессе, а также адвокатов (в установленном порядке) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- организацию и проведение работ и мероприятий в рамках текущей деятельности;
- хранение, ремонт, пересылку, перевозку конфискованного бесхозяйного имущества;
- прокат специальных кино- и видеозаписей, аудиозаписей;
- найм жилых помещений при служебных командировках;
- услуги по изготовлению бланков (государственных сертификатов, отчетности и пр.);
- услуги в области информационных технологий (приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение, включая приобретение и обновление справочно-информационных баз данных);
- услуги агентов по операциям с государственными, муниципальными активами и обязательствами;
- услуги международных рейтинговых агентств по присвоению и поддержанию суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
- другие расходы, связанные с оплатой прочих услуг, не отнесенных на подстатьи 221 — 225.
На данную подстатью относятся расходы за счет средств бюджетов по реализации мер государственной социальной защиты, установленной законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными актами муниципальных образований вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования, в том числе на:
- оплату пособий и денежных компенсаций различным категориям граждан, путевок на санаторно-курортное лечение и в детские оздоровительные лагеря, при наличии медицинских показаний, бесплатного проезда на пригородном железнодорожном, внутригородском транспорте и транспорте пригородного сообщения, междугородном транспорте, а также выходных пособий при увольнении сотрудников;
- выплату в размере среднемесячного заработка на период трудоустройства в случае увольнения в связи с ликвидацией и реорганизацией организаций (предприятий);
- оплату изготовления и ремонта протезно-ортопедических изделий, включая зубные протезы, обеспечения лекарственными средствами различных категорий граждан, обеспечение инвалидов транспортными средствами (включая расходы по доставке, хранению и подготовке транспортных средств к выдаче получателю), компенсаций расходов на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства, а также расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- выплату ежемесячного пособия на ребенка;
- выплату субсидий гражданам на приобретение (строительство) жилья, в том числе с использованием государственных жилищных сертификатов;
- оплату льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- другие аналогичные расходы.
Планирование бюджета на 2021 год
Категория
Сумма, тыс. тенге
Класс
Подкласс
Наименование
ВСЕГО
2 796 002 448
1
Налоговые поступления
2 764 357 927
01
Подоходный налог
1 134 843 177
1
Корпоративный подоходный налог
1 134 843 177
05
Внутренние налоги на товары, работы и услуги
1 629 514 750
3
Поступления за использование природных и других ресурсов
1 629 514 750
2
Неналоговые поступления
18 295 670
04
Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан
18 295 670
2
Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, на организации нефтяного сектора
18 295 670
3
Поступления от продажи основного капитала
148 851
03
Продажа земли и нематериальных активов
148 851
1
Продажа земли
148 851
6
Поступления от продажи финансовых активов государства
13 200 000
01
Поступления от продажи финансовых активов государства
13 200 000
1
Поступления от продажи финансовых активов внутри страны
13 200 000
Похожие записи: