Объяснения к протоколу об административном правонарушении
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объяснения к протоколу об административном правонарушении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дачу объяснений потерпевшим также следует понимать как право, а не его обязанность давать объяснения. Показания потерпевшего, данные им как по собственной инициативе, так и по просьбе судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, являются источником доказательств по делу. Показания потерпевшего не имеет большей доказательственной силы, чем объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу. При оценке доказательств необходимо исходить из равенства их доказательственного значения, поэтому при оценке показаний потерпевшего они обязательно должны сопоставляться с другими доказательствами, собранными по делу, в частности с объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Образец объяснения по административному делу
Мировому судье судебного участка № 7
по Октябрьскому району г. Екатеринбург
От А.
ПИСЬМЕННЫЕ ПОЯСНЕНИЯ
по делу об административном правонарушении
В отношении меня составлен протокол об административном правонарушении.
Участковый уполномоченный полиции УМВД России капитан полиции Сорокин А.Г. квалифицировал мои действия по части 1 статье 6.1.1 КоАП РФ, то есть нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На данный момент данное дело об административном правонарушении рассматривается Мировым судьёй.
С момента возбуждения дела об административном правонарушении до настоящего времени было допущено нарушение моих прав как лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Так, в ходе расследования, а после рассмотрения дела в суде, мне часто не были представлены копии процессуальных документов, что повлекло невозможность в последующем обжаловать их, либо заявить возражения.
Также отдельно необходимо отметить, что в ходе расследования и рассмотрения дела потерпевший неоднократно менял свои показания, что подтверждается протоколом об административном правонарушении, его объяснениях, а также протоколом судебного заседания. Потерпевший путается в обстоятельствах дела, не может определить, какой рукой были причинены ему повреждения, или двумя руками одновременно.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе давать объяснения. Такие объяснения являются источником доказательств по делу. С учетом положений ст. 51 Конституции РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя, дача объяснений — право, а не обязанность лица, в отношении которого ведется производство по делу, оно не несет ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний. Отказ от дачи объяснений так же, как и несообщение этим лицом в своих объяснениях убедительных данных, свидетельствующих о его невиновности, не служит доказательством его виновности.
Дачу объяснений потерпевшим также следует понимать как право, а не его обязанность давать объяснения. Показания потерпевшего, данные им как по собственной инициативе, так и по просьбе судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, являются источником доказательств по делу. Показания потерпевшего не имеет большей доказательственной силы, чем объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу. При оценке доказательств необходимо исходить из равенства их доказательственного значения, поэтому при оценке показаний потерпевшего они обязательно должны сопоставляться с другими доказательствами, собранными по делу, в частности с объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Показания свидетеля должны содержать ответы на заданные ему вопросы, которые позволяют оценить правдивость его показаний, его возможность объективно воспринять и оценить обстоятельства дела. При наличии нескольких показаний одного и того же свидетеля они должны быть сопоставлены.
При изменениях в объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниях потерпевшего и свидетелей, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, должны выяснить и проверить причины таких изменений. Для обоснования вывода по делу после проверки могут использоваться первоначальные объяснения и показания этих лиц, если они согласуются со всеми материалами дела и установлена необоснованность изменения ранее данных объяснений и показаний.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
Оценка доказательств является логическим процессом установления относимости и допустимости доказательств, наличия и характера связей между ними, определения значения и путей использования доказательств для установления истины по делу. Оценить доказательства означает прийти к обоснованному выводу об относимости и допустимости и на этой основе — достоверности или недостоверности фактических данных, о существовании обстоятельств, устанавливаемых этими данными, и их значении для дела. Оценке подлежит как каждое отдельное доказательство, так и все собранные доказательства в целом. Оценка доказательств осуществляется на всем протяжении производства по делу об административном правонарушении.
При оценке доказательств судья, член коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, должны руководствоваться внутренним убеждением, основанным на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Оценка доказательств по внутреннему убеждению означает, что эти лица, непредвзято изучая все представленные доказательства, самостоятельно решают вопрос об их достоверности или недостоверности, истинности или ложности соответствующих сведений. В связи с этим должно быть исключено любое воздействие на судью, орган, должностное лицо.
При оценке доказательств необходимо исходить из равенства их доказательственного значения. Ни одно доказательство не может иметь большего или меньшего доказательственного значения, никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы. Например, при оценке показаний свидетеля по делу и заключения эксперта нельзя предполагать, что последнее будет иметь большее доказательственное значение. При этом никакие доказательства, включая заключение эксперта, не могут быть положены в основу выводов, если они противоречат остальным материалам дела. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении необходимо оценивать все доказательства в совокупности, поскольку только такой подход способствует объективному разрешению дела.
Результаты оценки судьей, органом, должностным лицом всей совокупности доказательств должны найти отражение в постановлении по делу. В необходимых случаях в постановлении должно быть указано, на основании каких доказательств принято соответствующее решение и какие доказательства были сочтены не относящимися к делу. Такая информация может потребоваться органу или должностному лицу, рассматривающему жалобу на данное постановление.
Если судья, орган, должностное лицо в ходе подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению придет к выводу, что для обеспечения его полного и всестороннего рассмотрения необходимо получить дополнительные документы и иные доказательства, он должен истребовать соответствующие сведения в порядке, предусмотренном ст. 26.10 КоАП РФ.
В процессе производства по делу об административном правонарушении следует составить несколько различных документов, одним из которых является выше рассмотренный протокол.
Форма его утверждена госорганами (регламенты административного порядка).
В такой форме должны быть зафиксированы:
- место составления документа и соответствующая дата;
- ФИО лица с должностным статусом и его должность;
- сведения, касающиеся нарушителя;
- информация о свидетелях и пострадавших;
- указание на устанавливающую те или иные санкции статью КоАП;
- объяснение совершившего административное правонарушение лица (письменный вид).
Определение о возбуждении дела,определение об отказе в возбуждении делаоб административном правонарушении
Вместе с тем, практика показывает, что более реальным в оспаривании факта привлечения организации к административной ответственности является механизм обжалования действий/бездействия должностных лиц или обжалование уже вынесенного решения по делу (постановления по делу об административном правонарушении), которые осуществляются в соответствии с главами 24 и 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответственно.
При составлении протокола или постановления виновнику и другим участвующим лицам должны под роспись разъясняться соответствующие права и обязанности.
В любом случае виновник или его законный представитель может ознакомиться с вышеуказанными документами, а также получить копии на руки.
Обязательно должно быть разъяснено право подачи жалобы на постановление об административном правонарушении.
В силу статей главы 25 КоАП РФ виновник, как и потерпевший, пользуются общим набором прав и обязанностей, а именно:
- предоставление объяснений, доказательств;
- заявление ходатайств и отводов;
- право на юридическую помощь и иные.
Досудебное обжалование
Некоторые думают, что со своими требованиями лучше сразу идти в суд. Но так ли это на самом деле?
Институт Фемиды, конечно, является самой последней и важной инстанцией. Однако не стоит забывать и о возможности мирного досудебного обжалования.
Во многих случаях, когда должностными лицами выписывается протокол о правонарушении, это значит, что предстоит дальнейшее внесудебное разбирательство в соответствующем органе. В таком случае вам назначат время и место разбирательства дела, куда следует обязательно прибыть и отстоять свою точку зрения.
Для достоверности можно сделать аудиозапись процесса разбирательства, но перед этим необходимо сделать объявление, что ведется запись, и указать данные об аппаратуре. Только в таком случае файл можно будет использовать в качестве доказательства в суде.
Если вышеуказанные методы не помогли вам отстоять права, и решение соответствующего органа было принято не в вашу пользу, то имеет смысл обратиться в суд.
Комментарий к Ст. 26.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе давать объяснения. Такие объяснения являются источником доказательств по делу (см. комментарий к ст. 25.1 КоАП РФ). Отказ от дачи объяснений, так же как и несообщение этим лицом в своих объяснениях убедительных данных, свидетельствующих о его невиновности, не доказывает его виновности.
2. Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Согласно ст. 25.2 КоАП РФ потерпевший вправе, в частности, давать объяснения (см. комментарий к ст. 25.2 КоАП РФ). Показания потерпевшего, данные им как по собственной инициативе, так и по требованию судьи, органа, должностного лица, являются источником доказательств по делу.
3. В своих объяснениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший в своих показаниях вправе затрагивать любые вопросы, которые, как они считают, имеют значение для дела. Они могут, в частности, сообщить данные о смягчающих (потерпевший — отягчающих) обстоятельствах, причинах и условиях, способствующих совершению данного правонарушения. Объяснения (показания) могут касаться характеристики потерпевшего (лица, в отношении которого ведется производство по делу), свидетелей, взаимоотношений с ними и между ними и т.д. Сообщаемые данные должны быть полными и конкретными, по поводу каждого факта должен указываться источник осведомленности о нем.
4. При оценке доказательств необходимо исходить из доказательственного равенства объяснений нарушителя и показаний потерпевшего. Поэтому их необходимо сопоставлять друг с другом, с иными доказательствами, собранными по делу.
5. В качестве свидетелей по делу об административном правонарушении вызываются лица, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Согласно ст. 25.6 КоАП РФ свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания, сообщив все известное ему по делу и ответив на поставленные вопросы (см. комментарий к ст. 25.6 КоАП РФ).
Объяснительная предоставляется лицом, в отношении которого проводится разбирательство, потерпевшим и свидетелем. Много вопросов возникает у обывателя о ее правильном составлении, законном статусе и периоде времени, когда объяснение следует давать. Это не обязательная мера, но нарушитель, в отношении которого проводится разбирательство, в свое оправдание имеет право пояснить свое поведение, возможно, отличающиеся по характеристикам от мнения должностного лица, оформляющего документ о правонарушении. Таким же правом обладает потерпевший и свидетель. Пояснения можно давать как в письменной, так и в устной форме, но рекомендовано их оформить письменно во время составления протокола. Устные — можно давать в суде, так как они будут зафиксированы в протоколе судебного заседания.
Статья 26.2 КоАП РФ. Доказательства
- Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
- Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
- Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Статья 26.9 КоАП РФ. Поручения и запросы по делу об административном правонарушении
- Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.
- Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса.
- Взаимодействие органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, с компетентными органами иностранных государств и международными организациями осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 26.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. Согласно нормам комментируемого Кодекса, в протоколе об административном правонарушении должны быть отражены объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также показания потерпевшего и свидетелей.
Указанные виды доказательств, как объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей, относятся к видам доказательств и используются на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.
Объяснения упомянутых в комментируемой статьей участников производства по делу могут быть даны как в устной, так и в письменной форме.
2. Нормы части 2 комментируемой статьи имеют императивный характер, то есть судья, орган, должностное лицо не вправе по своему усмотрению устанавливать иное, в противном случае постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания потерпевшего и свидетеля отражаются судьей, органом, должностным лицом в протоколе об административном правонарушении, а также в протоколе о применении мер обеспечения по делу и о рассмотрении дела об административном правонарушении. Все объяснения и показания должны быть зафиксированы и приобщены к материалам дела.
Следующий комментарий к статье 26.3 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 26.3 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
1. Комментируемая статья раскрывает понятие одного из наиболее важных доказательств по делу об административном правонарушении. Правовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, отражено в ст. 25.1 КоАП, потерпевшего — в ст. 25.2, свидетелей — в ст. 25.6. Во всех случаях Кодекс закрепляет право указанных лиц давать объяснения по существу разбираемого дела. В отношении свидетелей это право является и обязанностью. Кроме того, при получении показаний свидетелей следует помнить, что свидетель вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
2. Форма сообщения сведений, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, может быть как письменной, так и устной. В то же время ч. 2 комментируемой статьи содержит требование обязательной фиксации указанных сведений и раскрывает основные варианты такой фиксации.
Объяснение по делу об административном правонарушении.
Замечу, что позиция наблюдения ИДПС на проезжей части по ул. Ленточка не позволяла оценить расположение транспортных средств на проезжей части по ул. Ленточка, так как обзорности ИДПС мешала грузовая машина, стоящая на обочине. Поэтому наблюдавший за моим движением инспектор ДПС не мог оценить расположение моего автомобиля. На просьбу показать мое нарушение на видео материале, получил ответ, увидите на суде.
На основании вышеизложенного, прошу суд прекратить в отношении меня дело об административном правонарушении по части 4 ст. 12.15 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения.
Прошу суд приобщить к делу данный документ с Приложением. Приложение: Ситуационный план перекрестка — 2 листа.
Как бы вы расценили данную ситуацию, мировой судья, отстаивал позицию ИДПС а именно: 15.05.08 г. в 06 час.45 мин. совершил нарушение Водитель управляя данной автомашиной, не выполнил требование дорожной разметки 1.1, в результате чего совершил обгон с выездом на полосу предназначенную для встречного движения.
Запись сделанная мной в ПРОТОКОЛЕ об административном правонарушении Осуществлял выезд от дома с левой стороны.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе давать объяснения. Такие объяснения являются источником доказательств по делу. С учетом положений ст. 51 Конституции РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя, дача объяснений — право, а не обязанность лица, в отношении которого ведется производство по делу, оно не несет ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний. Отказ от дачи объяснений так же, как и несообщение этим лицом в своих объяснениях убедительных данных, свидетельствующих о его невиновности, не служит доказательством его виновности.
Дачу объяснений потерпевшим также следует понимать как право, а не его обязанность давать объяснения. Показания потерпевшего, данные им как по собственной инициативе, так и по просьбе судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, являются источником доказательств по делу. Показания потерпевшего не имеет большей доказательственной силы, чем объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу. При оценке доказательств необходимо исходить из равенства их доказательственного значения, поэтому при оценке показаний потерпевшего они обязательно должны сопоставляться с другими доказательствами, собранными по делу, в частности с объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Показания свидетеля должны содержать ответы на заданные ему вопросы, которые позволяют оценить правдивость его показаний, его возможность объективно воспринять и оценить обстоятельства дела. При наличии нескольких показаний одного и того же свидетеля они должны быть сопоставлены.
При изменениях в объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниях потерпевшего и свидетелей, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, должны выяснить и проверить причины таких изменений. Для обоснования вывода по делу после проверки могут использоваться первоначальные объяснения и показания этих лиц, если они согласуются со всеми материалами дела и установлена необоснованность изменения ранее данных объяснений и показаний.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.