Частным клиентам
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Частным клиентам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В нормативно-правовых актах срок действия медицинской книжки не прописан. Однако его можно применить по отношению к датам результатов лабораторных анализов и обследований, которые необходимо сдавать для допуска к работе.
- Медкнижку должны оформить все, чья работа связана с продуктами питания, питьевой водой, а также те, кто работает с детьми или обслуживает население.
- В разных отраслях требуются немного разные наборы анализов и врачей.
- Сроки действия медкнижек разнятся — от года и выше в разных отраслях.
- Медкнижку можно оформить в государственном Центре гигиены и эпидемиологии и в клиниках, имеющих право выдавать такие документы.
- Оплачивать оформление должен либо работодатель, либо государство — для сотрудников бюджетных организаций.
- За отсутствие санкнижек, просроченные и поддельные документы штрафуют — и работника, и начальство. Размер штрафа зависит от того, кто нашел нарушение — сотрудник Роспотребнадзора или трудовой инспектор.
Предусмотрена ли ответственность за отсутствие медкнижки?
Каждый гражданин, трудящийся в сфере образования, медицины, пищевой промышленности, должен знать, как сделать медкнижку, ведь без этого документа он не будет допущен к работе.
Во избежание наказания, наниматель должен контролировать наличие медкнижек у своих сотрудников. В случае, если в ходе проверки Роспотребнадзор выявит отсутствие этого документа, работодателю-нарушителю грозит штраф согласно ст. 6.3. КоАП РФ:
- Для граждан – от 100 до 500 руб.
- Для должностных лиц – от 500 до 1 000 руб.
- Для ИП – от 500 до 1 000 руб., или закрытие организации на 90 суток.
- Для юрлиц – от 10 000 до 20 000 руб., или закрытие организации на 90 суток.
Где узнать, каких врачей надо пройти
Для оформления книжки необходимо пройти медицинское обследование. Особенности зависят от сферы деятельности. Для проведения медосмотров в медицинском учреждении создается постоянно действующая комиссия из врачей различных специальностей под председательством врача-профпатолога. Перечень каких врачей нужно пройти для медкнижки в 2022 году:
- терапевт;
- психиатр;
- нарколог;
- гинеколог (для женщин).
Осмотр проводят врачи (зависит от профессии работника):
- хирург;
- невролог;
- офтальмолог;
- отоларинголог;
- стоматолог;
- эндокринолог;
- инфекционист.
Если Вы оформляете медицинскую книжку впервые, необходимо обратиться в аккредитованное медучреждение, выдающее легальные заключения медкомиссии. Вы можете пройти все необходимые исследования и сдать анализы в нашей клинике.
Основные этапы оформления:
- Используйте услуги медицинского учреждения, имеющего официальную лицензию на выдачу ЛМК. Для этого Вам потребуется подписать договор и оплатить услугу.
- Предоставьте все необходимые для оформления ЛМК документы (перечень указан выше).
- Пройдите медкомиссию, которую предусматривает сфера Вашей деятельности (уточните, каких врачей нужно пройти и какие анализы Вам нужно сдать).
- Пройдите гигиеническое обучение (курс лекций, индивидуальный для каждой категории работников) и получите аттестацию.
- Зарегистрируйте санитарную книжку в органе государственного санитарно-эпидемиологического контроля (как правило, медучреждение, с которым Вы заключаете договор об оформлении медкнижки, берет на себя эту обязанность и регистрирует документ без Вашего участия).
- Получите медицинскую книжку в медучреждении, с которым Вы заключили договор.
Медицинская книжка заполняется автоматизировано, а не ручкой. Любая информация о заключении врачей, прививках и прохождений исследований, датируется и заверяется штампом.
Порядок оформления медицинской книжки
- Нужно обратиться в городскую поликлинику по месту проживания с заявлением о выдаче бланка книжки и оплатить его. Также можно приобрести его в любом канцелярском магазине, вклеить фотографию и заполнить лицевую сторону книжки личными данными;
- Запишитесь на прием к терапевту;
- Для каждой профессии список нужных анализов и врачей для прохождения отличается, но есть самые основные, которые требуются, не зависимо от сферы занятости. Попав на прием к терапевту, объясните ему, в какой сфере деятельности вы собираетесь работать. Он выпишет вам нужные направления на анализы, которые потребуется сдать, и на приемы к врачам;
- Узнайте в регистратуре график приема к назначенным специалистам и в порядке живой очереди, пройдите их. Результаты приема и анализов должны быть внесены медицинскую книжку и заверены печатью и подписью доктора;
- После прохождения всех врачей необходимо снова записаться к терапевту, так как он вносит все результаты сданных анализов;
- Покажите сотруднику СЭС медкнижку с заверенными печатью и подписью пройденными анализами и результатами осмотров, он должен выдать вам направление на обучающую лекцию гигиеническим и санитарным нормам;
- Пройти гигиеническую аттестацию. Она проходит в два этапа, на первом проводиться обучающая лекция, на втором – сдача зачета, и получение соответствующей оценки. Она определяет готовность и уровень знаний работника. Данная аттестация является платной, обычно повторная процедура проходит за счет работодателя (но не обязательно);
- Получите свою медицинскую книжку в СЭС. Обязательно убедитесь, что все печати, подписи, результаты занесены в этот документ (поставлена печать на фотографии и записи о том, что аттестация пройдена);
- Сохраняйте все квитанции и чеки, так вы сможете вернуть свои деньги у работодателя за пройденные анализы (если это предусмотрено предприятием).
- Приступайте к работе.
Где и как получить санитарную книгу
Чтобы получить и заполнить санитарную книгу, необходимо обратиться за помощью в специализированные учреждения, которые имеют соответствующие лицензии. Медицинский центр, клиника или поликлиника затребует соответствующее заявление, наличие чистой книжки и 2 фотографий 3х4. Чтобы получить заполненную книгу на руки, человек в обязательном порядке проходит медицинский осмотр у квалифицированных специалистов. В зависимости от специфики работы, их перечень и состав может меняться.
В обязательном порядке санитарная книга должна включать профессиональное заключение стоматолога, хирурга, гинеколога (для женщин), венеролога, дерматолога, психиатра, невролога, нарколога и офтальмолога. В конце нужно получить заключения терапевта, необходимо иметь на руках исследования диагностики УЗИ, ЭКГ, флюорографию, общие анализы и мазки.
Для получения заключения, необходимо предоставить:
- паспортные данные;
- страховой полис;
- СНИЛС;
- медицинскую карту со всеми заключениями врачей.
Стоимость подобной процедуры колеблется от 150 до 400 рублей, в зависимости от сроков, сложности и работы медицинского учреждения. Чаще всего работодатель оплачивает данные издержки самостоятельно, предоставляя для прохождения комиссии рабочие часы сотрудников.
Что такое «продление медицинской книжки»?
Процедура продления медицинской книжки заключается в повторном прохождении осмотров у врачей и сдаче анализов через определённый срок. Периодичность «продления медкнижки» регламентируется приложением 2 к постановлению правительства Москвы, а частота проведения повторных анализов зависит от специфики работы. Так лица, работающие с детьми, проходят осмотр в КВД ежеквартально. А для торговли промтоварами повторные обследования необходимы только через год. При этом у вас сохраняется старая медкнижка (то есть не нужно оплачивать новую), просто в нее вносятся новые данные, ставится отметка о продлении срока действия, и главное — данные о продлении вносятся в государственный реестр!
Где хранятся медицинские книжки работников
Медкнижки работников хранятся у работодателя. Они могут находиться в отделе кадров или у руководителей структурных подразделений. Работодатель выдает книжку работнику в следующих случаях:
- Прохождение периодического медосмотра.
- Расторжение трудового договора.
Чтобы отследить передвижение медкнижек работодатель ведет специальный журнал учета санитарных книжек. Форма этого журнала не утверждена, поэтому компания разрабатывает ее самостоятельно. В нем должна содержаться следующая информация:
- ФИО, должность работника.
- Номер его книжки.
- Дата поступления книжки к работодателю.
- Срок действия книжки, даты периодических медосмотров.
- Отметки о получении работником книжки на руки и ее возврате.
Оформление медкнижки.
У многих людей возникает вопрос, где взять медицинскую книжку? Чтобы оформить книжку в Москве, нужно обратиться в медицинское учреждение. Не все медицинские учреждения обладают возможностью выдавать ЛМК, оказывать медицинские услуги, для этого должна действовать специальная лицензия, а также Роспотребнадзор, который уполномочен на оформление этих книжек, заключает договор с клиникой (может их поставлять в медучреждение). При себе пациент должен иметь документ удостоверяющий личность или паспорт, а также фотографию размером три на четыре сантиметра. Обратившись в поликлинику, пациент заполняет заявление, в котором указывает все свои данные, а также должность и направление деятельности. Врачами медицинского учреждения организуется медицинская комиссия. Далее пациент проходит осмотр необходимых специалистов (перечень специалистов регламентирован федеральным законом номер 52 от 1999г, приказом минздравсоцразвития номер 302Н от 2011 года и приказ Министерства Здравоохранения номер 229 от 2000 года), необходимо сдаватьанализы, делать флюорографию, если прохождение медосмотра (проверка состояния здоровья) пациент проходит гигиеническое обучение и проходит аттестацию, получая сертификаты.
Медкнижка хранится у руководителя организации (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель). Она может быть выдана по требованию владельца — на руки при переходе с одного места работы на другое или при увольнении. Руководители организаций -юридических лиц и индивидуальные предприниматели в соответствии с Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» несут ответственность за прием сотрудников на работу уже с полным спектром анализов, гигиенической аттестацией, вакцинацией, и предварительным медицинским осмотром.
Очень часто к нам на экспертизу предоставляют ЛМК неустановленного образца. Будьте бдительны, остерегайтесь подделок, за поддельный документ грозит не только административная ответственность, но и уголовная.
Какие документы требуются для оформления медицинской книжки?
В обязательном порядке следует позаботиться о составлении установленного пакета документов. Итак, что же требуется?
1. Документ, являющийся удостоверением вашей личности, а именно паспорт.
2. Фотография размером 3х4 сантиметров. Позаботьтесь о том, чтобы заранее узнать возможность сделать фотографию в медицинском учреждении.
3. Прививочный сертификат, а также другие справки о прививках (если данный документ присутствует).
4. Результаты флюорографии (если присутствуют).
5. Если вы планируете продлевать срок старой медицинской книжки, она должна быть в наличии.
6. Заявление либо заполненная анкета для получения санитарной книжки. Данный бланк будет выдан в медицинском учреждении.
Кому нужна санитарная (медицинская) книжка?
Сделать медкнижку обязаны все работники, контактирующие с людьми или продуктами питания.
- Врачи, учителя, воспитатели, няни, работники детских лагерей
- Работники сферы ЖКХ
- Повара, официанты, курьеры общепита
- Работники фитнес-центров, спортивных комплексов
- Работники массажных салонов и салонов красоты
- Работники предприятий, связанных с производством еды, посуды, пищевых контейнеров
- Сотрудники магазинов — кассиры, кладовщики, администраторы и т.д
- Сотрудники санитарно-гигиенического сектора — работники бань, саун, химчисток, бассейнов и т.д
- Сотрудники гостиниц и отелей
- Водители