Нормативы потребления при отсутствии приборов учета
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативы потребления при отсутствии приборов учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.
Приведем ряд терминов, которые характеризуют эту услугу и связаны с ней:
- Электроэнергия – это тот объем ресурса, который поступает в общую сеть и доходит до потребителя.
- Социальный норматив потребления – установленная законодательством величина потребления электроэнергии из расчета на одного человека. Применяется в следующих случаях:
- не установлен индивидуальный прибор учета;
- показания счетчика переданы позднее установленного срока;
- счетчик вышел из строя или преднамеренно испорчен.
- Киловатт час – количество потребляемой бытовыми осветительными и иными приборами энергии.
- Базовый тариф – суммарное выражение стоимости единицы электроэнергии для квартир и домов, оборудованных газовыми плитами и центральным отоплением.
Как платить за электричество, если счетчик испорчен?
Здесь рассмотрим вариант, как рассчитывается плата за свет в случае, когда электросчетчик испорчен умышленно либо электричество поступает в дом/квартиру, совсем минуя прибор учета.
Для потребителя такая ситуация наиболее неблагоприятная. Здесь расчет проводится в соответствии с п.62 Правил.
Если инспектор в ходе проверки обнаружил, что электросчетчик поврежден умышленно и учитывает потребленные киловатты с выгодой для абонента либо электричество заведено в квартиру/дом вообще в обход прибора учета, то меры к такому потребителю будут приведены суровые. В этом случае:
- Проверяющий осматривает помещение квартиры/дома (в данном случае он имеет право это сделать) и фиксирует количество и мощность всех имеющихся электроприборов;
- После этого проводится расчет суточного потребления электричества (при условии, что абсолютно все электроприборы работают постоянно);
- Вычисляется, какое количество энергии потребляет домохозяйство в таком режиме за последние 6 месяцев;
- Общее количество полученных киловатт умножается на тариф. Полученный результат — это та сумма, которую выставят абоненту для оплаты.
Суммы таких начислений в разы превосходят стандартные размеры оплаты за электричество по счетчику.
Электросчетчика совсем нет: как платить за электричество?
Конечно, приборами учета электричества стали оборудовать жилье очень давно (массово еще в советские времена), однако и по сей день можно встретить помещения, где таких счетчиков нет. Часто такое встречается в квартирах, переделанных из бывших общежитий и пр.
При отсутствии в квартире/доме электросчетчика, плата за электричество взимается по нормативу. Методика расписана в п.42 Правил. Здесь в учет берется З показателя, а именно:
- число лиц, которые постоянно/временно проживают в конкретном помещении;
- норматив потребления электричества (устанавливается отдельно для каждого региона страны органами местной власти);
- тариф на электричество, который применяется для конкретного типа потребителей.
Перемножая эти значения, получается та сумма, которая выставляется абоненту для оплаты.
Если рассматривать насколько такой платеж будет выгоден, следует учитывать количество официально зарегистрированных в квартире/доме лиц:
- если в квартире/доме проживает фактически людей больше, чем зарегистрировано, то оплачивать электричество по нормативу может быть выгоднее;
- если в квартире/доме лиц, проживающих фактически меньше, чем зарегистрировано официально, то оплачивать электроэнергию выгоднее по показаниям электросчетчика.
Для большей конкретики целесообразно найти решение тарифного органа (в регионе проживания), которым нормы потребления утверждены.
Нормы в регионах России в 2022 году
Норматив потребления электроэнергии на человека в различных городах страны может значительно отличаться. На величину норматива влияют следующие факторы:
- Площадь квартиры, количество комнат.
- Количество зарегистрированных членов семьи на жилой площади.
- Статус дома: многоквартирный дом или частный коттедж.
- Газификация населенного пункта.
- В многоквартирных домах наличие электроплит.
- Чем отапливаются помещения – газом или электрокотлами.
- Где расположен дом – в городе или сельской местности.
Каждый регион, учитывая факторы инфраструктуры, количество прописанных в квартире многоквартирного дома и климатические особенности, утверждает свои нормы электропотребления киловатт/час на 1 человека в месяц. Приведем таблицу утвержденных норм электроэнергии на 2022 год.
Размер потребления электричества по регионам
Принимается на законодательном уровне. Показатели зависят от того, какое оборудование и бытовая техника используются в квартире.
Наименование населенного пункта | Норма расхода, кВт | |
газовая плита | электроплита | |
Санкт-Петербург | 78 | 111 |
Забайкалье | 65 | 96 |
Новосибирск | 156 | 213 |
Владимирская область | 50 | 90 |
Пермь | 185 | 263 |
Ростовская область | 96 | 156 |
Чтобы иметь представление о том, реально ли «вместиться» в социальную норму, требуется знать, сколько электричества «уходит» на пользование тем или иным бытовым электроприбором.
Наименование бытового электроприбора | Расход электричества, кВт/час |
Холодильник | 30-40 |
Компьютер | 30 и выше |
Телевизор | от 7,5 |
Стиральная машина | 25 и выше |
Пылесос | 4 |
Утюг | 15 |
Фен | 12,5 |
Электрочайник | 10 |
Освещение комнат | 90 |
Посудомоечная машина | 24 |
Микроволновая печь | 5 |
Тарифы на электроэнергию Волгоград 2022 год
- 2014 год
- 2015 год
- 2016 год
- 2017 год
- 2018 год
- 2019 год
- 2020 год
Социальная норма на использование электроэнергии — мера расходования электричества, которую можно оплатить по базовому тарифу. До ее введения люди могли платить за электрическую энергию по одному тарифу, независимо от количества потребляемых киловатт. После введения данной меры те, кто укладывался в норму, получили возможность платить по самому низкому тарифу. А те, кто норму привык превышать, стали вынуждены оплачивать более высокие счета за электричество. Таким образом, социальная норма призвана помочь тем, кому тяжелее оплачивать расход электроэнергии, за счет повышенных тарифов для тех, кто вовсю тратит электричество.
Социальная норма вовсе не означает, что теперь электричеством можно будет пользоваться в ограниченном количестве. Она влияет исключительно на сумму, которая придет в квитанции по оплате.
Эта мера сможет снизить количество потребляемой энергии. Нежелание переплачивать — хорошая мотивация для граждан ставить специальные приборы учета потребляемой электроэнергии. Также для большей экономии люди начнут более активно приобретать электроприборы категории А++, пользоваться неэлектрическими чайниками и устанавливать газовые плиты.
Законодательные акты по вопросам, связанным с установлением и применением нормативов потребления электричества, следующие:
- Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
- ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
- ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- региональные нормативные акты, устанавливающие норматив ресурса, приходящегося на одного проживающего в жилом помещении и правила применения социальной нормы.
Следует отметить, что государство обращает внимание граждан на экономию природных ресурсов, поэтому принимает меры к тому, чтобы в домах устанавливались приборы учета. Чтобы стимулировать население, приходится применять повышающие коэффициенты при расчете платы за электроэнергию. Тогда попросту становится невыгодно платить больше, чем фактически расходуется. А реальный расход можно определить лишь по индивидуальным приборам учета.
Расчет суммы оплаты за энергопотребление выполняется по формуле:
V = Vг/12*Р, где
- Vг — объем фактического годового потребления электрической энергии;
- Р — численность граждан, зарегистрированных в домохозяйствах.
Люди, проживающие в частных домовладениях, оплачивают свет по другому тарифу. Это касается тех строений, где нет приборов учета. Размер оплаты для них будет зависеть от того, сколько человек зарегистрировано в этом помещении. Норма потребления для таких домохозяйств регионами принимается отдельно, она несколько выше.
Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.
Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.
Сколько составляет норматив на 1 человека в 2022 году?
Это исключительно региональная цифра, которая отличается в зависимости от нескольких факторов. Если рассматривать наиболее крупные города РФ, то на 2022 год показатели следующие:
Город | Один проживающий с газовой плитой | Один проживающий с электроплитой | Семья с газовой плитой | Семья с элеткроплитой |
Москва | 50 | 80 | 45 | 70 |
СПб | 78 | 111 | 48 | 63 |
Челябинск | 100 | 180 | 90 | 130 |
Ростов | 113 | 182 | 82 | 90 |
Владимир | 100 | 190 | 75 | 130 |
Краснодар | 97 | 147 | 60 | 95 |
Екатеринбург | 102 | 160 | 63 | 100 |
Кроме того, имеется коэффициент, который отличается в зависимости от причины расчета тарифов по нормативу. Самый большой коэффициент в случае, если счетчик умышленно сломан или электроэнергия подключена так, что минует прибор учета.
До 1996 в России существовала только однотарифная система, по которой стоимость киловатта ресурса рассчитывалась по одной ставке независимо от времени суток.
Но режим большинства людей таков, что основное индивидуальное потребление электроэнергии приходится на утренние и вечерние часы. Утром мы собираемся на работу, а вечером пользуемся освещением, включаем телевизор и другие бытовые приборы. Днем и ночью потребление значительно ниже. Такой непостоянный ритм негативно отражается на общей работе электростанции.
С целью избежать резких скачков в потреблении, энергосбытовые компании ввели многотарифные системы оплаты. Смысл в том, что тариф дифференцируется по зонам суток, т. е. для разного времени использования электричества своя ставка. Для двухтарифной системы – дневная зона (с 7 до 23 часов) и ночная зона (с 23 до 7 часов). Для трехтарифной системы – пиковая зона (с 7 до 10 и с 17 до 21 часа), полупиковая зона (с 10 до 17 и с 21 до 23 часов) и ночная зона (с 23 до 7 часов).
Цель системы – стимулировать использование энергоемких бытовых приборов (посудомоечная машина, стиральная машина, духовой шкаф и др.) в ночное время. Помимо выравнивания нагрузки электростанции, такая система помогает сэкономить на коммунальных платежах. Для того чтобы применять многотарифную систему, требуется установка особого счетчика, обеспечивающего возможность учета энергопотребления в зависимости от времени суток.
ВАЖНО! Чтобы платить за свет по счетчику по многотарифной системе оказалось выгодным, придется перестроить свой распорядок дня: перенести часть бытовых дел на ночное время, что неудобно, к примеру, для работающего днем человека.
В Москве суды отказывают в расчетах за свет по нормативу
Вот, например, каким образом было мотивировано решение судьи судебного участка № 107 района Зябликово города Москвы(июнь 2015 года), поддержавшего«Мосэнергсобыт», который отказался начислять в квартире без счетчика плату за электроэнергию по нормативу:
… Суд исходит из того, что … законом установлено три способа начисления платы за потребленную электроэнергию: во-первых, в соответствии с показаниями прибора учета, во-вторых, на основании расчета по среднемесячному объему потребления и, в третьих – по нормативу потребления. Следовательно, в случае неисправности прибора учета и отсутствия установленного в субъекте Российской Федерации норматива потребления основой начисления платы за потребленную электроэнергию является расчет по среднемесячному объему потребления…
Схожей позиции суды придерживаются и до сих пор. Некоторое время назад один из посетителей задал вопрос:
В марте 2017 года сгорел счетчик. Написал несколько заявлений в«Мосэнергосбыт» с требованием производить расчет по нормативу. Сначала стали считать в 2 раза меньше(после окончания 3-х месячного срока расчета по среднему потреблению). Однако в 2018 году произвели перерасчет и опять насчитали по среднему потреблению. Подал в мировой суд в конце 2018 года с требованием обязать«Мосэнергосбыт» производить перерасчет по нормативу. Однако суд отказал в данном требовании, ссылаясь на то, что действующее постановление Правительства Москвы от 20.12.1994 № 1161 устанавливает норматив потребления электроэнергии, используемый при расчете субсидий, а не непосредственно норматив потребления электроэнергии для населения, а действующие тарифы установлены приказами Департамента экономической политики и развития города Москвы 212-ТР и 232-ТР. Имеет ли смысл обжаловать данное решение в последующих инстанциях?
К сожалению, ответ, видимо, будет такой – нет, смысла не имеет. В сложившейся ситуации виновны власти Москвы, не удосужившиеся принять нужный нормативный документ. Что же касается«Мосэнергсбыта», то он просто не имеет возможности применять расчет платы за электроэнергию по нормативам по причине их отсутствия.
Некоторые шансы на успех имело бы обращение с иском непосредственно к правительству Москвы. Ведь именно власти субъекта РФ, согласно п. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ, обязаны устанавливать нормативы, по которым производится расчет платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета. В этой связи выглядело бы правомерным требование к столичному правительству компенсировать ущерб, понесенный из-за невыполнения им своих обязанностей по установлению нормативов.
Однако пока информации о рассмотрении в судах исков такого рода не поступало.
В конце января 2019 года Правительство РФ окончательно отказалось от введения социальной номры на электричество.
В сентябре 2018 года Правительство РФ вновь вернулось к вопросу о социальной номре на электричество. Теперь предлагается следующая схема: соцнорму хотят установить в размере 300 кВт.ч в месяц на одну точку подключения и она будет оплачивается по базовому тарифу, а потребление свыше 300 кВт.ч – по повышенному, свыше 500 кВт.ч – по экономически обоснованному.
Ранее в Правительстве РФ уже был похожий проект.
Согласно проекту Постановления Правительсва РФ социальные нормы на свет, действующие сейчас в некоторых регионах, с 01.07.2016 должны быть отменены. Вместо этого появятся два новых варианта расчета стоимости электроэнергии. За нее при наличии специального счетчка можно будет платить по трехзонному тарифу, когда в сутках выделяют три периода: пик, полупик, ночь и “привязывают” к ним стоимость электроэнергии. Либо выбрать другую схему, по которой величина оплаты зависит от того, сколько электроэнергии было потрачено за месяц. В этом случае за 150 киловатт-часов можно будет платить по минимальному тарифу.
Социальная норма расхода применима к тем абонентам, которые до сих пор не установили в своем жилье приборы учета. Это не всегда связано с нежеланием людей устанавливать счетчик. В некоторых случаях может отсутствовать техническая возможность сделать это: например, в ветхих и аварийных домах. Невозможность установки оборудования должна быть подтверждена документально (актом обследования). Важно: если человек просто не хочет устанавливать электросчетчик, то при расчете стоимости услуги будут использоваться повышающие коэффициенты. Для таких абонентов плата за свет будет увеличиваться каждый год.
Но существуют и другие ситуации, когда расчет будет проводиться с использованием этого показателя:
- счетчик пришел в негодность;
- истек срок годности счетчика;
- жильцы квартиры не передают показания счетчика в управляющую компанию и не допускают представителя управляющей компании для проверки счетчика;
- преднамеренная порча оборудования.
Сколько составляет норматив на 1 человека в 2019 году?
Это исключительно региональная цифра, которая отличается в зависимости от нескольких факторов. Если рассматривать наиболее крупные города РФ, то на 2019 год показатели следующие:
Город | Один проживающий с газовой плитой | Один проживающий с электроплитой | Семья с газовой плитой | Семья с элеткроплитой |
Москва | 50 | 80 | 45 | 70 |
СПб | 78 | 111 | 48 | 63 |
Челябинск | 100 | 180 | 90 | 130 |
Ростов | 113 | 182 | 82 | 90 |
Владимир | 100 | 190 | 75 | 130 |
Краснодар | 97 | 147 | 60 | 95 |
Екатеринбург | 102 | 160 | 63 | 100 |
Кроме того, имеется коэффициент, который отличается в зависимости от причины расчета тарифов по нормативу. Самый большой коэффициент в случае, если счетчик умышленно сломан или электроэнергия подключена так, что минует прибор учета.
Без повышенного коэффициента могут платить только небольшие категории граждан, у которых есть уважительная причина не устанавливать счетчик или нет возможности передавать данные с него.